Есуна Дугарова: "Цели моей подопечной стали и моими целями"

30.12.2016 16:19   |   Елена Потапова

Интервью с участником менторской программы Ассоциации выпускников СПбГУ Есуной Дугаровой (сотрудник ООН, выпускница СПбГУ’2005)

  • Давно ли Вы занимаетесь менторством?

DugarovaЕсли под менторством понимать передачу знаний и опыта, то такая работа началась еще во время моей учебы в Кембридже: с третьего курса мы регулярно проводили встречи со студентами младших курсов, рассказывали им про обучение, выбор профессии, давали советы. Если же говорить о работе в рамках программы в СПбГУ – то, пожалуй, это первый мой опыт менторства как проекта: со стратегией и целью, регулярной коммуникацией, выстроенным процессом. Официально, в статусе ментора, я начала вести такие занятия в 2016 году.

К своей работе как ментора я подошла серьезно и с большим энтузиазмом – цели моей подопечной стали, в какой-то степени, и моими целями. В то же время я осознала, насколько важна грань между моей ответственностью как ментора и ответственностью ученика. Этому помог тренинг для менторов, организованный в рамках программы: на нем мы учились понимать мотивацию наших подопечных, их личностные особенности и соответственно выстраивать коммуникацию.

Мне всегда был интересен процесс общения с людьми, а по мере накопления опыта и знаний потребность поделиться ими с окружающими, особенно с молодым поколением, усилилась. Я надеюсь, что благодаря этой работе могу внести свою лепту в развитие человеческого капитала.  И особенно приятно, что это может быть полезно моей Alma Mater – Санкт-Петербургскому Университету.

  • Как проходил выбор Вашего ученика? Что лично Вам больше всего понравилось в выбранном кандидате?

Целеустремленность, трудоспособность и амбициозность. Марина Тонкопеева – студентка магистратуры филологического факультета СПбГУ. Моей задачей как ментора было ориентировать Марину на более высокие цели, чем она сама себе ставила, так как я видела масштаб ее потенциала. Когда мы на одной из первых встреч начали обсуждать цели, Марина говорила о том, что заинтересована в получении стипендии Чивнинг и планирует подавать документы в три университета, которые поддерживают эту стипендию для специалистов по переводческой деятельности и кросс-культурной коммуникации. Основной вопрос, который ее волновал – удастся ли ей стать участником одной из этих программ. И я отвечала, что шанс есть всегда, но стоит рассмотреть разные варианты и расширить диапазон возможностей. Сама я по образованию – лингвист-востоковед, а работаю сейчас специалистом по устойчивому развитию в глобальной программе ООН и вижу, насколько широким может быть спектр применения компетенций, которые есть у Марины.  

Однако путь этот непростой: уровень конкуренции на конкурсе стипендий становится с каждым годом все выше. Меняется подход: шанс стать стипендиатом выше у того соискателя, кто заинтересован в решении конкретной глобальной проблемы и применит полученные в ходе обучения знания в этой области. Именно это я и посоветовала Марине – найти тему, которая ей была бы интересна, общественно значима и полезна, а также позволила бы ей реализоваться профессионально.

  • В чем, на Ваш взгляд, ценность менторства и чем оно отличается от обычного образовательного процесса?

Я думаю, менторский процесс более личный: в нем участвуют только двое, вы и ваш подопечный, общение происходит вне формальных рамок «зачет-экзамен», привычных студентам, без официальных оценок и давления. Благодаря этому процесс работы с каждым подопечным можно выстроить индивидуально, с учетом конкретных запросов и особенностей личности.

И в зависимости от того, как выстроятся отношения – и здесь, пожалуй, основная часть ответственности лежит на менторе, этот процесс больше основан на доверии, взаимной открытости. А это – основа любых успешных отношений.  

К тому же менторство, на мой взгляд, напрямую связано с целью устойчивого развития в области образования – а она является частью глобальной повестки дня, принятой 193 странами-членами ООН в 2015 году. Получение качественного образования способствует устойчивому развитию и тем самым закладывает основу для экономического роста и повышения качества жизни.

  • Чем вы занимаетесь в профессиональной деятельности и как менторство повлияло на вашу работу?

 Я работаю в отделе стратегической политики Программы развития ООН, занимаюсь анализом и исследованием вопросов устойчивого развития (таких, как борьба с бедностью, социальная инклюзия, поддержка семей, повышение занятости, гендерное равенство). На основе проведенного анализа данных мы разрабатываем и предлагаем государствам рекомендации по устойчивому развитию. Это процесс длительный и довольно сложный, поскольку нужно учитывать ряд факторов, которые нам порой неподвластны.

Менторство же в определённой мере балансирует этот процесс: здесь я могу напрямую помочь моим подопечным достичь поставленных целей и вижу конкретные, осязаемые результаты своей деятельности.

  • Вы живете в Нью-Йорке, Ваша подопечная – в СПб. Что помогает наладить коммуникацию?

Очень важен четкий тайм-менеджмент, так как много ограничений накладывает большая разница часовых поясов. В основном, наше общение происходит по Скайпу и электронной почте. Технологии упрощают не только общение, но и рутинную работу: например, когда Марина готовила заявку на стипендию, мы обменивались документами по электронной почте, оперативно обсуждали их по Скайпу, и моя подопечная могла сразу же подкорректировать заявку с учетом моих рекомендаций. Затем я провела финальную проверку, и – готово! Просто, быстро и эффективно.

  • Ваши рекомендации тем, кто планирует стать ментором, но не уверен, что у него получится?

Умейте слушать то, что вам говорит подопечный, и слышать, что ему нужно. Будьте честны и искренни в том, что вы можете делать и дать ученику. Будьте терпеливы, уважительны и внимательны по отношению к вашему подопечному. А если что-то не получается, не расстраиваетесь. Не забывайте, что мы учимся на протяжении всей жизни: важно уметь выносить уроки из пройдённого опыта и двигаться вперед.

  •  А что можно посоветовать ученикам?

Никогда не сдавайтесь и не бойтесь провалов – они делают нас сильнее и выносливее. Трудом, верой в себя и настойчивостью вы обязательно добьётесь своего. И помните, что решение можно найти всегда, в любой ситуации – для этого порой достаточно лишь проявить сообразительность, гибкость и терпение.

Кстати, этими и другими советами я делюсь в своей книге «Звезда кочевницы», которая повествует о моем опыте обучения в Кембриджском университете и скоро появится на сайте Amazon.com.

Справка: Есуна Дугарова родилась в г. Улан-Удэ, Республике Бурятия, 9 октября 1983 г. Окончила гимназию N3 г. Улан-Удэ с золотой медалью и бакалавриат Восточного факультета по направлению «бирманистика и китаистика» Санкт-Петербургского государственного университета с красным дипломом. Является доктором философских наук Кембриджского университета. Работала в Лондонской школе экономики, Всемирном банке и Женевском офисе ООН. В настоящее время работает специалистом по вопросам устойчивого развития в ООН в Нью-Йорке. Свободно говорит на английском, китайском и французском, а также владеет бирманским и испанским языками. Автор более 20 статей, в том числе в международных рецензируемых научных журналах. В 2017 г. выходит ее первая книга «Звезда кочевницы: в гармонии между Востоком и Западом». 



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!