Гинтаутас Мажейкис: литература превращается в «e-сказительство»

Гинтаутас Мажейкис: литература превращается в «e-сказительство»

06.12.2016 14:18   |   Елена Потапова

2 декабря на Международном культурном форуме прошла дискуссия о судьбе современной литературы, организованная по инициативе Ассоциации выпускников СПбГУ. На вопросы оргкомитета форума ответил один из ключевых спикеров - Гинтаутас Мажейкис, писатель, заведующий департаментом социальной и политической теории университета Витаутаса Великого, выпускник СПбГУ.

Mazeikis

1.       Какое будущее ждет литературу? Уйдет ли прежняя «большая» литература как устаревший культурный код или трансформируется в новые виды и форматы, такие как социальные сети, онлайн-платформы, гипертекст?

На мой взгляд, литература превращается в «e-сказительство»: новую форму медийного контента, основанную на объединении интертекстуальности и интервизуальности. В будущем, возможно, мы будем считать литературой некую интер-текстуально-визуально-звуковую сферу, где творчество будет представлено в форме монолога, диалога или интерактивного участия. Поскольку e-сказительство – одновременно и создание, и исполнение, оно не столь зависит от прессинга подлинности: определяющей здесь является коммуникация, создание общего пространства для коммуникативной ризомы. Некоторые авторы – например, Роландас Растаускас из Литвы или Александр Цыпкин из России, или проект «Гражданин Поэт» Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова, в своем творчестве задействуют и сферу креативного интер-медийного сказительства, и театр, джаз, текст, чтение, игру… Столь сложное по навыкам и компетенциям искусство только начинает зарождаться и, на мой взгляд, е-сказительство является самой настоящей пост-литературой. Это начало эры творческой коммуникации как сражения за рынок внимания и производства мнений – а они будут производиться, практически, промышленным способом, так как создание контента как индустрия достигло большого размаха и успехов.

Социальные сети как центры логистики внимания уже сейчас включают в себя элементы е-сказительства, и только отсутствие или недостаточная развитость соответствующих индустрий контента не позволяют новой волне модернизации разрушить «гутенберговскую галактику» (Маршалл Маклюэн). Сказитель находится не в мире реального, но е-формат позволяет ему разыграть реальное как информационно-эмоциональное событие. Это еще не высокое искусство и не пост-литература, которая бы проживалась годами. Именно проживалась, а не читалась. Но великие е-сказители эпохи пост-литературы уже на подходе.

2.       Какие изменения наиболее заметны в культурном контексте?

В первую очередь, те, которые этот новый литературный вызов социальных сетей приносит в философию и литературную критику. Традиционные их форматы перестают соответствовать духу социальных сетей. Философ и критик, как и автор книги, должен производить события, чтобы держать внимание читателя. Возникает новый медиарынок – рынок внимания, и законы конкуренции там такие же, как и на других рынках. Если я пишу в соцсетях, моя критика должна быть привлекательной для читателя. Я заинтересован в том, чтобы меня прочитали тысячи, миллионы людей. И если я пишу критическую статью, то я заинтересован в том, чтобы она была даже лучше, чем книга! Раньше, во времена Добролюбова или Белинского, хороший критик тоже конкурировал с книгой. Но сейчас эта конкуренция более ожесточенная: писатель не может всей книгой присутствовать в поле коммуникации, поэтому эффективность литературной критики, не скованной этим условием, может быть выше. Больше всего в игре по таким правилам выигрывают сценаристы: они привыкли работать в малых форматах, понимают их драматургию, строение, преимущества.

Интервизуальность и интертекстуальность благодаря соцсетям сливаются в едином поле, создавая интертекстуально-визуальное решение, которое выигрывает по силе воздействия на читателей. Дело в том, что за последнее столетие резко изменилась сама форма мышления людей: сначала языковое мышление было сильно потеснено бурным развитием визуального мышления, что совпало с развитием кино и особенно сериалов, а также синтетического медийного мышления, которое позволяет самому потребителю составлять композиции звуковых, визуальных и текстуальных дорожек. Все интерактивные блоги и соцсети допускают пространные комментарии, длительную коммуникацию. И так как это происходит в публичном поле, писатели и драматурги заинтересованы в том, чтобы их дискуссия выигрывала в конкурентном плане за счет присутствия в ней экспертов, известных людей, за счет качества аудитории. Это ведет к тому, что можно создавать и легенду о присутствии таких значимых людей в дискуссии, чтобы повысить ее значимость.

Еще один тренд, создание легенд и их коммерциализация, возник после распада СССР: люди хотели читать о знакомых вещах что-то новое, неизвестное и даже выдуманное. Я знаю книгу легенд о Вильнюсе, под которыми нет никакой исторической или фольклорной основы – а тираж ее был раскуплен за несколько недель. Но люди, которые выстраивают хорошие дискуссии, заботятся о качестве аудитории, о том, чтобы лично знать своих собеседников.

И еще один важный тренд – это развитие производства контента, как индустрии. Это не литературная критика, исследования, анализ: это просто умение написать текст определенного формата, например, визуального – для сериалов, и продать его, как некий продукт. Не обязательно это будет высокая литература, но это и не рекламный текст. Он может стать таковым, но в целом производство контента – это написание под заказ: любовный роман, фэнтези, что угодно, что сейчас востребовано и продается. По такому принципу – заказ на формат, а не на идею – это производство может выдавать даже довольно качественный контент, заказчиками которого являются коммерческие журналы и различные продюсерские группы. Можно сказать, что в результате этого тренда литература утрачивает свою «святость» – в массе своей она становится обслуживающей функцией, а творческий процесс происходит, скорее, в жанре литературы экспериментальной, ориентированной на ограниченную группу ценителей. Интересно, что люди, производящие коммерческий контент, очень редко сами потребляют его – так же, как наиболее профессиональные производители массового видео предпочитают смотреть экспериментальное, авангардное кино.



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ

Комментирование разрешено только авторизованным пользователям


Авторизоваться
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!