Лайфхак. Как читать новости

Лайфхак. Как читать новости

05.07.2016 16:46   |   Елена Потапова

Камилла Нигматуллина, доцент кафедры периодической печати СПбГУ, рассказала о том, какие простые вопросы нужно задать себе, чтобы новости помогли составить реальное представление о положении вещей.
Тшпьфегддштф.jpg
Процесс получения информации традиционно сравнивается с потреблением пищи. Неслучайно авторы «Русского репортера», рассказывая о трендах современной журналистики, назвали современного журналиста диетологом, который определяет дозу и время приема «продукта». Но как мы знаем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, поэтому аудитория тоже должна быть во всеоружии и знать, как правильно «питаться», чтобы не отравиться, не потолстеть или не подавиться. 

Для этого нужно задавать себе очень простые вопросы.

1. Кто производитель?
Поставщики контента – это конкретные компании, которые различаются по многим параметрам. Наиболее важные из них: кто владеет СМИ, в какой форме, на какой территории распространяется издание, какова идеологическая позиция редакции. 
Важно помнить, что агрегаторы не пишут новости, а собирают их. Поэтому «Яндекс» или «Рамблер» показывают вам сообщения разных СМИ. Не поленитесь сходить на страницу-оригинал новости, а еще лучше – прочитать несколько источников для сравнения. Одна и та же деталь может быть обыграна по-разному в изданиях разной направленности. 
Сравните три заголовка к одной новости:
«Виталий Мутко: тренером сборной России может стать иностранец» (Коммерсант), «Виталий Мутко: сборную России может возглавить даже женщина» (Деловой Петербург) и «Мутко сделал заявление о будущем тренере сборной России по футболу» (Общественный контроль).  Так кто возглавит сборную?

2. Откуда пришла новость?
У любого сообщения есть оригинальный отправитель. Размотайте цепочку новостей в обратную сторону и докопайтесь: если это документ, то читайте оригинал; если это высказывание человека, то ищите полное выступление, а не цитату без контекста; если цифра – кто ее посчитал и каким образом. 

3. Где в тексте факт, а где мнение?
Журналистика – это не только сбор информации, но и ее обработка. Стакан наполовину полон, стакан наполовину пуст и стакан полон водой и воздухом – это три интерпретации одного события. Для одного журналиста 50 человек на митинге – это толпа, а для другого и тысяча – кружок по интересам. Вычлените из текста что произошло, а уже потом разбирайтесь с интонацией текста и комментариями экспертов. 

4. Зачем мне это рассказывают?
В 99% случаев вас хотят продать. Дело в том, что журналистика – часть медиабизнеса, основной товар в котором – аудитория. Вас продают рекламодателям. И неважно, смотрите ли вы видео с котом или читаете расследование о самоубийствах, счетчик на сайте накручивает просмотры. Все эти интересные истории – только приманка, чтобы отнять ваше свободное время и деньги.
Именно поэтому чтение новостей в современном мире превращается в большое искусство. Как оставаться в курсе событий, но успевать жить в мире реальном? Вот в чем вопрос.



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ

Комментирование разрешено только авторизованным пользователям


Авторизоваться
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!