Научное образование в СПбГУ. Чему и как учить тех, кто будет развивать науку уже завтра?

Научное образование в СПбГУ. Чему и как учить тех, кто будет развивать науку уже завтра?

28.03.2016 15:00   |   Елена Потапова

Первый Реюнион Санкт-Петербургского государственного университета собрал со всей России более 900 выпускников самых разных лет. И, конечно, не обошлось без обсуждения вопроса научного образования. Чему и как учить тех, кто будет развивать науку завтра?

·                    Николай Казимирович Янковский — директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, эксперт Министерства образования и науки РФ, основавший и возглавлявший в рамках Международной организации по исследованию генома человека (HUGO) Комиссию по образованию и информации в геномике;
·                    Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов — академик РАН, доктор биологических наук, заведующий кафедрой генетики СПбГУ;
·                    Святослав Всеволодович Медведев — член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека;
·                    Игорь Анатольевич Тихонович — академик РАН, директор Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, декан биологического факультета СПбГУ;
·                    Людвиг Дмитриевич Фаддеев — член президиума РАН, председатель Национального комитета математиков Российской Федерации, директор Международного математического института им. Л. Эйлера;
·                    Сергей Павлович Туник — проректор по научной работе СПбГУ;

·                    Кирилл Александрович Мошков — управляющий партнер группы компаний «Аванпост», член инициативной группы выпускников СПбГУ.

Блестящие ученые, универсанты ЛГУ разных лет, каждый со своим взглядом и признанным по всему миру научным авторитетом, рассказали, каких учеников они хотели бы получить и как готовить ученых, способных принять вызовы XXI века. Модератором дискуссии выступила Татьяна Владимировна Черниговская — профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических и биологических наук, известный популяризатор науки.

Открывая дискуссию, Николай Казимирович Янковский отметил, что для него важно, чтобы студенты становились сильнее него и шли дальше — делали больше публикаций, основывали успешные компании и совершали открытия. Ведь суть преподавания в развитии наиболее сильных черт человека, в пробуждении интереса к науке — процессу, когда сначала представляешь себе, а затем и создаешь то, чего увидеть нельзя, чего раньше никогда не было.

Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов рассказал, что для успешного развития высшего образования важно постоянно помнить, что такое наука и что такое научный метод. Без этого знания очень легко выпасть из науки на самых разных этапах своего развития и превратиться в дилетанта. Сергей Георгиевич привел в качестве примера издающиеся сейчас публикации, посвященные оправданию методов Лысенко и попыткам подвести под них «научную» базу.

Игорь Анатольевич Тихонович подчеркнул значимость научных школ. Только они могут помешать дилетантам выдавать себя за ученых, поскольку в научных школах не просто погружаются в знания, но и получают оценку. К сожалению, сейчас ученые мигрируют за грантами по всему миру, а это разрушает школы, формировавшиеся десятилетиями.

Святослав Всеволодович Медведев выразил озабоченность тем, что наука перестает быть элитарной и исчезают люди, относившиеся к ней, как к чему-то священному. Это приводит к появлению псевдонаучных организаций, деятельность которых нельзя назвать даже профанацией. Серьезную опасность представляет и рост продолжительности жизни. Когда человек становится старше, он теряет смелость, необходимую для развития науки. Что касается студентов, то они сейчас умны, но у них нет широты знаний. Они стремятся изучать только то, что нужно в работе. А научные прорывы происходят на пересечении различных областей знаний. Поэтому Университету необходимо сохранить традицию предельно широкого — универсального — образования.

Людвиг Дмитриевич Фаддеев согласился с тем, что наука — это элитарное занятие, понятное только ученым. Очень хорошо, что университет позволяет готовить специалистов с широким кругозором, ходить на разные курсы. Но вуз должен учить профессионалов, а не дилетантов — давать знания, а не навыки и не компетенции.

Сергей Павлович Туник отметил, что человек, вышедший из стен Университета, должен уметь проводить исследования и делать выводы на основании изученного. В этом основное отличие науки от научения. Знания — это не цель, а инструмент.

Кирилл Александрович Мошков выразил уверенность, что цель Университета — готовить элиту, то есть людей, готовых сразу по приходу включаться в научную работу. Этих людей отличает баланс трех компонентов: знания, опыта, который они приобретают на кафедрах, и кураж, без которого невозможно открытие — вас затопчут. «Если вы сопротивляетесь, когда все критикуют вашу работу, значит, вы находитесь на верном пути. Потому что каждая научная истина рождается как ересь, а умирает, как предрассудок», — сказал он.

Будем ли мы готовы принять научные вызовы XXI века? Сможем ли сохранить лучшие традиции нашего образования и адаптировать его к тенденциям времени?

Это напрямую зависит не только от преподавателей и студентов, но и от вас! Ведь многие универсанты добились успеха в профессиональной деятельности — стали главами и топ-менеджерами крупных компаний, которые могут прийти в alma mater как заказчики научных разработок. А в Университете созданы все условия для успешной работы над научными и образовательными задачами компаний. Открыт научный парк, объединяющий 25 действующих ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. И главное — есть головы, молодое поколение людей, которые действительно могут стать элитой науки.

Приносите нам свои задачи. Это поможет Университету и не будет донорством и спонсорством, а станет оплатой знаний, которые Университет может вам передать.

Наша Ассоциация создана в том числе для того, чтобы выполнять роль посредника между СПбГУ и корпоративными заказчиками исследований.



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ

Комментирование разрешено только авторизованным пользователям


Авторизоваться
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!