Вадим Воинов: Мифотворец XXI века

12.02.2017 18:03   |   Елена Богловская

«Искусство – форма жизни, примиряющая с бесконечностью Вселенной»

(В. Воинов, «Словарь новой мифологии»)

Вадим Воинов (1940-2015) – фигура необыкновенно яркая и уникальная в истории российской культуры, сформировавшаяся во многом благодаря ленинградскому университету. Думаю, что именно в годы его учёбы в университете на историческом факультете этот зрелый, много видевший и много переживший молодой человек 21 года стал приходить слушать лекции не только по истории, но и по искусству, и именно к тем преподавателям, лекции которых были ему не просто интересны, а захватывали его ум и сердце, воображение. На всю жизнь он сохранил дружбу со своим научным руководителем, блестящим специалистом по архитектуре Ю.М. Денисовым, с известным искусствоведом В.А. Булкиным. Его другом на всю жизнь стала серьёзный критик и искусствовед, однокурсница Ирина Карасик. Мы обменивались впечатлениями о таких великих историках, известных универсантах, как В.В. Мавродин и С.Б. Окунь. Нашему с Вадимом взаимопониманию уже более 25 лет…

Voinov-1.jpg

Произведения Вадима Воинова в той же степени, как и его характер, мысли, чувство юмора, лукавость иронии, поразили меня. К тому времени он прошёл столь важную для него службу в Музее истории города, и город был им познан досконально. Я познакомилась с ним во время создания Дягилевского центра искусств в 1990-е годы, его произведения украшали нашу выставку «300-летие Российского флота» в Эдинбурге (Шотландия, 1996 год), выставку «Миллениум» (Таврический дворец Санкт-Петербурга, 2000 год) и многие другие...

Теперь можно всем открывать для себя Вадима Серафимовича Воинова, он ушёл из жизни в 75 лет ,но продолжает с каждым из нас свой проникновенный диалог. Ибо мир, запечатлённый им в странных объектах, предметах, знаках, неожиданно оказывается вечным, а монолог звучит как трагедийными, так и лирическими нотами. Всё поменялось… композиции наполняются новыми смыслами, обретают невероятную силу человеческого духа, а сам художник шагнул в вечность и его смех, искромётные прибаутки, как эхо, отзываются в каждом конкретном поклоннике этого самобытного, интеллектуально-фольклорного «деда Вадьки Воинова» - создателя газеты Союза Второгодников Санкт-Петербурга, философа, писателя, художника… Большим другом на долгие годы стал для Вадима Евгений Орлов, директор музея нонконформистского искусства на Пушкинской, 10. Здесь Вадиму была предоставлена возможность создать свой персональный музей.

Художник-мифотворец конца ХХ века с поразительной внешней лёгкостью обрёл свой язык художественных символов. Ему импонируют Кафка и Платонов: они используют мифы и создают произведения, способные из отрицания одних создавать новые, в композициях Воинова видны русские «обманки» ХVIII века и одновременно научно-практические изыскания Малевича, Татлина, Лисицкого. Если говорить об искусстве Запада, то это коллажи Брака и Пикассо. Он прошёл через бесчисленные находки поп-арта. В характере было много «адско-райской смеси», из которой он лепил себя и свои творения для создания личностного синтетического стиля, неповторимой концепции, своей формы.

Мне нравится нарочитая «небрежность» некоторых его композиций, например, ташистское пятно в «Канцелярском сонете», его галактические опыты, нелепо трогательный автопортрет с «тутти» (голова куклы). Из каких бы предметов ни были созданы метаколлажи Воинова, им неизменно присуще одно свойство. Не трость, не перо, не конверт, а Идея трости, пера, конверта и т.д. Именно поэтому его персональные выставки в Эрмитаже воспринимаются вполне закономерными.

Поражаюсь чувству подлинности в искусстве, которым так безошибочно владеет Михаил Борисович Пиотровский, предложивший Вадиму сделать персональную выставку в Эрмитаже в залах Главного штаба. Название, концепцию предложил и долго продумывал небольшой коренастый мужичок в берете – «Государственный Эрмитаж под полной луной» - Вадим Воинов, написавший гениальный «Словарь новой мифологии» для этого издания. Замечательный В.Ю. Матвеев, бывший тогда заместителем директора Эрмитажа по выставкам и развитию, писал в предисловии к каталогу: «…Вадим Воинов… на уровне бессознательного испытывает к Государственному Эрмитажу именно космическое тяготение».

В его новой художественно-композиционной системе зритель легко «перемещается» в прошлое, пронизанное мистикой. Классик Марсель Дюшан назначил велосипедное колесо объектом искусства. Мало кто из современников, не говоря уж о самом авторе, оценил будущее этой разрушительно-созидательной акции.

Произведения В. Воинова были показаны во многих странах мира, начиная с 1989 года. В США, Германии, Франции, Финляндии, Голландии его имя неизменно вызывало интерес как неотъемлемая часть истории культуры нашей страны.

Вадим Воинов понимал своё место в мире искусства. Он рубил сук, на котором мы сидим, но, дерзая из собранных и найденных им объектов, уверенно возводил современный монумент Памяти, Истории, Санкт-Петербургу.

                                                             Татьяна Юрьева – Заслуженный деятель искусств России, профессор, директор музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!