ВЫЗОВЫ НАУКИ XXI ВЕКА

ВЫЗОВЫ НАУКИ XXI ВЕКА

29.03.2016 05:00   |   Елена Потапова

«Что такое наука? Над этим не любят задумываться сами ученые. А это грозит ростом числа дилетантов, — считает Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов, академик РАН, доктор биологических наук, заведующий кафедрой генетики СПбГУ. — В Университете наша задача очень сложна, потому что мы должны учить студентов так, чтобы они были умнее нас».

«Говорить о вызовах науки XXI века еще рано. Все, что мы о науке сейчас знаем, — это вызовы XX века. Они перестали быть собственно наукой и стали техникой. К сожалению, я не уверен, что у нас в стране будут появляться новые вызовы. Потому что они формируются не в ведущих лабораториях, получающих крупные гранты, а в маленьких проектах, которые администраторы часто считают бесполезными. Например, лабораторию Курчатова когда-то хотели расформировать за полной бесперспективностью», — сообщил Святослав Всеволодович Медведев, член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека.

Академик РАН, директор Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии Игорь Анатольевич Тихонович считает, что важную роль играет рост возможностей исследователей. Например, сейчас можно пересчитать все микроорганизмы, живущие в теле человека, охарактеризовать 95% из них и понять, какова их роль в нашей жизни, обществе и мышлении. А это 2–3 килограмма бактерий. Как шутит академик Скрябин: «Мозг весит меньше».

Что может вызывать опасение, так это попытки общества следить за наукой, чтобы ученые не сделали чего-то ужасного. Но наука развивается по собственной логике. Ученые работают над конкретными вопросами, которые, возможно, когда-то внесут вклад в решение важной проблемы и станут основой для научного прорыва. Однако, начиная исследование, никто не может точно сказать, случится ли это.

Николай Казимирович Янковский привел пример из собственной жизни. Один из сотрудников в Институте общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, занимался исследованием распределения ненужных признаков ДНК в географическом пространстве, которое было никому не интересно в течение 40 лет. А затем произошел теракт в Домодедово. И это исследование помогло определить предполагаемое место жительства террористов с точностью до 200 км. В течение недели были найдены их родственники. И буквально за пару дней была создана научная школа, которая сейчас нужна всем службам безопасности.

«Наука — это элитарное занятие, доступное только ученым. Непрофессионалы этого понять не могут. Элита — это 5% от общего числа студентов. И мы работаем на эту элиту. А тройка — это позорный компромисс между преподавателем и студентом», — поддержал мнение ученых управляющий партнер ГК «Аванпост», член инициативной группы выпускников СПбГУ Кирилл Александрович Мошков.

Насколько успешно российская наука сможет встречать вызовы XXI века, зависит от того, какое образование получат современные абитуриенты, научатся ли они думать и делать выводы, смогут ли свои идеи презентовать.

Чтобы поддержать студентов и недавних универсантов, Ассоциация выпускников СПбГУ проводит встречи с универсантами разных лет — лидерами деловой и научной жизни страны, успешными журналистами и представителями искусства.

Среди ближайших лекций:

12 апреля — мастер-класс по самопрезентации от директора Северо-Западного филиала HeadHunter Юлии Сахаровой.

19 апреля — лекция «Искусствовед или куратор. О профессиональной деформации в мире искусства» от Ксении Малич — искусствоведа, историка архитектуры и руководителя выставочной архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21».

Следите за нашими мероприятиями – для выпускников участие бесплатное!



  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ

Комментирование разрешено только авторизованным пользователям


Авторизоваться
Уважаемые посетители!
На данный момент сайт Ассоциации выпускников СПбГУ находится в стадии тестирования.
Мы будем признательны вам за помощь: если Вы обнаружите на сайте ошибку или у Вас возникнет вопрос по работе с ним, напишите нам, пожалуйста, на адрес info@alumnispbu.net.
Заранее спасибо!