Юлия Куликова-Цай: «Коуч учит осознанности»

Юлия Куликова-Цай: «Коуч учит осознанности»

18.04.2018 02:24   |   Елена Богловская
Юлия Куликова-Цай: «Коуч учит осознанности»
По четвергам мы с удовольствием встречаем в нашем офисе стипендиатов Ассоциации выпускников СПбГУ и их наставника – выпускницу Университета Юлию Куликову-Цай. Под ее руководством студенты учатся развивать коммуникативные навыки для командной работы, публичных выступлений и самопрезентации. Пока группа готовилась к очередному семинару, мы расспросили Юлию об этих занятиях.

Как у Вас возникла идея организовать для стипендиатов такой семинар?
Идея пришла ко мне в прошлом году, после «Реюниона». Вспоминая себя и своих однокурсников, я понимаю, какие трудности возникают у студентов, в первую очередь, в плане профессиональной реализации. Очень важно вовремя увидеть снижение мотивации к учебе, уметь управлять эмоциональными состояниями и оставаться приверженным целям, но в России не принято обучать тому, как это делать. Основная мысль в том, что люди, которые умеют находить внутренние ресурсы для достижения своих целей, становятся более успешными. Так возникла идея тренинга «Коучинговый подход для учёбы, работы и жизни».

Мне было важно найти правильный формат общения. Часто правильные и полезные вещи сложно усвоить, если они изложены непонятно. Например, мне, как выпускнице биологического факультета, вполне понятны лекции Татьяны Владимировны Черниговской, но людям, которые не связаны профессионально с биологией, нейрофизиологией и медициной, это может быть непросто.

В создании курса мне помогает опыт работы коучем и тренером со специалистами компании BIOCAD. Я наблюдала за результатами изменений у моих подопечных, и мне стало интересно, каким техникам можно обучить студентов, у которых совсем другая мотивация. С BIOCAD я работаю третий год как коуч и как консультант - помогаю выстраивать план индивидуального развития личных компетенций для руководителей. Сегодня для любого высокопрофессионального сотрудника важно уметь думать системно, комплексно, принимать решения на основе анализа многих факторов, быть гибким в стратегии достижения результатов. Это перекликается с одной из главных тем «Реюниона-2018» - компетенциями будущего.

В чем разница между студентами и сотрудниками, о которой Вы упомянули?
Я обратила внимание, что, устраиваясь на работу и попадая в систему «начальник-подчиненный», многие теряют запал, свойственный студентам. Это происходит по разным причинам: кто-то не получает обратной связи, кто-то не видит ценности своей работы, не осознает роль в компании… Чем раньше мы будем учить осознанно относиться к своим компетенциям, к их развитию, тем больше будет эффективных кадров. Когда такие специалисты после университета придут устраиваться на работу, трудностей будет гораздо меньше и у них, и у их работодателей.

В работе с группой студентов мне нравится, как они взаимодействуют, поддерживают друг друга, даже немного соревнуются. Я вижу, как у них повышаются интерес и мотивация, они становятся увереннее и понимают, что их страхи, неуверенность – нормальны и поддаются корректировке. Эффект команды единомышленников точно идёт на пользу.

Насколько готовы современные студенты к командной работе? Есть мнение, что сейчас к работодателям придет поколение индивидуалистов, которым проще взаимодействовать с различными устройствами, чем друг с другом. Есть ли такая проблема? Если есть, учитываете ли вы этот фактор в своих занятиях?
Я не могу сказать, что это проблема поколения в целом, есть трудности в выстраивании коммуникаций у отдельных личностей. Но, так или иначе, именно коммуникации создают командную работу. Это – основная компетенция, на которую я делаю упор в своей работе – в корпоративном формате, тренинге для студентов или индивидуальном коучинге. Действительно, есть сложности в выстраивании взаимодействия. Но, например, есть семья, ты в ней не один, это уже команда. Вопрос в правилах игры: если они установлены, можно включить в командное взаимодействие каждого. А если их нет, они не озвучены или игрок их не понимает – он выпадает из общего процесса.

Есть уникальные случаи, когда человеку в принципе тяжела совместная командная работа. В целом, я работаю над тем, чтобы помогать студентам выстраивать коммуникацию и считаю, что основа любого командного взаимодействия – умение договориться и понять, что договорились об одном и том же.

Чем студенты Вас удивили?
IMG-20180418-WA0011-sq.jpgУвидев их, я обрадовалась, что у них горят глаза, они готовы искать решения, они интересующиеся, и это здорово. Мне, в первую очередь, было важно и интересно посмотреть, кто эти ребята – с каких факультетов, сколько девочек и мальчиков, как они будут себя проявлять и что спрашивать. На вводном занятии, когда главной задачей было «снять запрос», я, как коуч, призывала всех не готовиться заранее, быть открытыми и готовыми ко всему. Когда мы готовимся, а что-то идет не так – мы теряем гибкость, и начинает казаться, что без плана все рушится.

Хочу, по мере возможностей, научить их навыкам для сохранения огня в глазах, горящего сердца и стремления достигать целей, которые они считают важными и значимыми.

Какой результат Вы хотите получить от работы с группой наших стипендиатов? Напишете статью, появится новая методика работы с молодыми специалистами?..
Мне хотелось бы в следующем учебном году запустить более длительный курс для стипендиатов, развить наработки этого года. Хочется, чтобы знания, которые я даю, пригождались не только для защиты диплома или успешной учебы: это техники, которые полезны и для работы, и для научной деятельности, и для жизни в целом. 

Юлия Куликова-Цай: выпускница Биологического факультета (2005), профессиональный коуч, бизнес-тренер. Совладелец издательского бизнеса. Мама 4-х детей.




  К СПИСКУ НОВОСТЕЙ

Комментирование разрешено только авторизованным пользователям


Авторизоваться

ВКонтакте